Лицензия на эксплуатацию пожароопасного объекта АЗС
В современное время лицензирование АЗС имеет огромное значение. Установлено, что достаточное число контейнерных, автозаправочных станций, заправщиков по автомагистралям не обладают разрешениями, нарушают требования в отношении пожароопасных объектов. Эти объекты – опасность для жизни окружающих. Безусловно, при данных обстоятельствах лицензирование имеет огромное значение.
Для большинства заправочных точек остаётся актуальным лицензирование АЗС в качестве пожароопасных производственных объектов. Все сомнения положений законодательства убрал Высший арбитражный суд РФ своим Постановлением от 12.07.2005г. № 1487/05, указывая на необходимость лицензирования.
Закон о промышленной безопасности содержит положения о требованиях к опасным производственным объектам, а также определяет понятие «опасный производственный объект». При анализе данных объектов их можно поделить на:
- взрывоопасные производственные;
- химически-опасные производственные;
- пожароопасные производственные.
Взрывоопасные производственные и химически-опасные производственные объекты относятся к полномочиям Ростехнадзора, который в соответствующем нормативном акте предполагает привязку к ФЗ №116. В данном положении определяется содержание взрывоопасных и химически-опасных производственных объектов.
Понятие «пожароопасные производственные объекты», к которому относится и функционирование автозаправочных станций, раскрывается в Постановлении Правительства РФ (далее - ПП РФ) от 14.08.002 года № 595 «Об утверждении положения о лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов».
Пожароопасные производственные объекты – это «объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом» (согласно п. I а) Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного ПП РФ № 595)
Согласно Федеральному Закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, опасные производственные объекты включают в себя объекты, на которых получаются, хранятся, перерабатываются, образуются, транспортируются, уничтожаются горючие вещества – самовозгорающиеся жидкости либо возгорающиеся от источника зажигания, самостоятельно горящие после его удаления.
Действие АЗС немыслимо без реализации конкретных технологических операций в области приема, хранения и выдачи (отпуска) немалых объемов нефтепродуктов, которые по сути своей – легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их использование может вызвать пожары, аварии и разные чрезвычайные ситуации, которые могут повлечь за собой человеческие гибели и большой имущественный ущерб. Итак, АЗС - пожароопасные производственные объекты.
Группа общественных объединений, не соглашаясь с признанием станций производственными объектами, зачастую обращались к Трудовому кодексу РФ. Тем не менее, в данном законе в ст. 209 установлено: производственная деятельность – это «совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов услуг». В частности, почти в любом месте перед въездом на станцию есть предупреждение для управляющих транспортом о необходимости высадить пассажиров. Разве не производственная зона? В этом случае управляющий транспортом - потребитель услуг.
Для лиц, обладающих АЗС, значимым является изменение в форме облегчения процесса лицензирования на основании Федерального Закона № 80 (ст.9 еще не имеет силу). Любым федеральным агентствам по лицензированию необходимо в I квартале 2006г. организовать упрощенный порядок этой деятельности. Вероятнее, что это станет общим порядком, то есть при любой разновидности деятельности будут:
- установлен договор, его существенные условия;
- установлена процедура.
Цель разработчиков – определение упрощённого порядка лицензирования, но в строгом согласовании с законодательными положениями. Кстати, МЧС РФ инициировало применение упрощенной процедуры лицензирования. До принятия указанных изменений лицензирование будет осуществляться действующим образом.
Согласно наблюдениям, у обладателей АЗС почти нет трудностей с обучением лиц, которое важно для получения разрешения. В общем-то, у каждого работника станций есть свидетельство о сдаче пожарно-технического минимума, но довольно часто появляются трудности с повышением квалификационного уровня инженерно-технического персонала. При подаче документации большинство забывает, что Федеральный Закон № 80 установил другие требования: соискатель лицензии обязан передать в пакете документов материалы, доказывающие способность исполнения им лицензионных требований и условий. Исчерпывающий перечень требуемых документов, представляемых соискателями, закреплён в ПП РФ №595. Более того, он чуть увеличился из-за вступления в силу ФЗ-№80.
Самые частые ошибки при предоставлении соискателями лицензии материалов:
- неподача информации о повышении квалификации инженерно-техническим персоналом;
- неподача документов, доказывающих способность исполнения соискателем лицензионных требований и условий;
- подача материалов с просьбой осуществить лицензирование по пока не применяемому упрощенному порядку.
В недалёком прошлом УГПН направило во все региональные органы методические рекомендации для информирования соискателей лицензии по поводу требуемых материалов для оформления данного разрешения. Например, в рекомендациях содержится:
- список требуемых документов;
- любые формы актов осуществления проверок;
- список объектов на станции организации – обладателя АЗС, располагающейся в рамках одного субъекта, который проверяется при анализе исполнения лицензионных требований, условий.
Время действия лицензии на реализацию деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов – 5 лет. Правда, в соответствии с ПП РФ №595 разрешения, полученные раньше владельцем АЗС для эксплуатации взрывопожароопасного объекта, являются действительными и имеют силу в течение всего времени действия данной лицензии. За отсутствие разрешения для осуществления деятельности владельцем АЗС, налагаются штрафные санкции в размере 400-500 МРОТ с конфискацией полученной продукции, сырья либо без этого (ч.2 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Требуемую документацию лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, может сформировать сам, но нужно помнить, что для получения разрешения важна осведомлённость в различных тонкостях, более того, формирование пакета требуемых документов занимает значительное время у обладателей АЗС.
Целесообразнее задействовать помощь специалистов, что обеспечивает получение лицензии за кратчайшее время.